В статье рассказываем, как автоматизация бизнес-процессов, внедрение адресного хранения и штрихкодирования решают основные проблемы работы склада.
WMS-система (Warehouse Management System) — это программа для управления складом.
WMS помогает решить такие проблемы на складе как:
Беспорядок на складе: например, большое количество номенклатур, отдельного места хранения для каждой позиции нет, и во время приёмки сотрудники размещают товар туда, куда сами считают нужным. А потом долго ищут.
Медленная сборка заказов: эта проблема вытекает из предыдущей.
Большое количество ошибок при сборке заказов: обычно возникает из-за того, что сотрудник собирает товар по бумажке — просто сравнивает артикул из накладной и на товаре. Особенно много ошибок, если товар визуально похож. Например, плинтусы, которые отличаются только оттенком и парой цифр в артикуле.
Зависимость от сотрудников: только опытные сотрудники могут быстро и с минимальными ошибками собирать заказы, поэтому если кто-то уходит в отпуск или увольняется, эффективность работы склада падает.
Медленное обучение новых сотрудников: обычно на складах без WMS новые сотрудники допускаются к работе только после экзамена на знание ассортимента. В некоторых организациях это 10 000+ номенклатур.
Невозможно контролировать работу сотрудников. Есть сотрудники склада, есть заказы. Но кто сколько собрал, и кто допустил пересорт, узнать не получится.
Привязать зарплату к выполнению KPI тоже не получится — нет данных для этого. Например, чтобы понять, сколько времени кладовщик собирает заказ, нужно приставить к нему другого сотрудника с секундомером, то есть удвоить штат, это, разумеется, никто делать не будет.
Неактуальные данные по остаткам в системе. Стандартная схема работы склада без WMS такая:
- в начале смены кладовщик получает бумажные накладные со списком заказов,
- в конце смены он передает бумажные накладные по собранным заказам оператору,
- оператор вносит эти данные в учетную систему,
- только после этого руководство получает информацию о собранных заказах и об остатках товаров на складе.
От момента, когда кладовщик собрал заказ, до момента, когда информация об этом оказалась у менеджеров, проходит до нескольких часов. Всё это время в базе неактуальная информация по остаткам. Менеджеры могут принять заказ на товар, которого уже нет на складе, это сорванные сроки и рекламации.
1. Внедрение адресного хранения
Адресное хранение — когда каждому месту хранения присваивается собственный уникальный адрес, обычно в виде букв и цифр.
Перед внедрением адресного хранения территорию склада делят на функциональные зоны:
приёмка
хранение
комплектование
отбор
контроль
отгрузка
Затем зоны делят на ячейки и каждой ячейке назначают адрес. Теперь, чтобы разместить товар на складе или собрать заказ, сотрудник смотрит на адрес ячейки из накладной и сразу понимает, в какой зоне находится нужное ему место хранения.
После того как мы разграничили зоны, нужно определиться со способом адресного хранения.
Адресное хранение бывает:
- Статическим — когда за каждой номенклатурной позицией закрепляется собственное место хранения.
Такой вариант подойдет для складов с небольшим количеством номенклатуры, до 100 позиций. Например, склады производств: станки, крупногабаритное оборудование и т.д.
- Динамическим — когда фиксированного места хранения нет, WMS-система или оператор распределяют поступивший товар с учётом спроса, оборачиваемости и заполненности ячеек. Чем чаще товар заказывают, тем ближе к месту выдачи его размещают.
Динамический способ адресного хранения используется на большинстве складов. Но для него потребуется:
- промаркировать каждую ячейку штрихкодом или QR-кодом,
- работать с помощью терминалов сбора данных (ТСД), которые будут считывать штрихкоды адреса и товара,
- ввести адресное хранение в учётной системе так, чтобы из неё можно было в любой момент посмотреть, что хранится в конкретной ячейке.
2. Внедрение штрихкодирования
Система штрихкодирования — когда на каждый товар наносится штрихкод, в котором зашифрована информация о товаре: название, производитель, характеристики.
Терминал сбора данных (ТСД) или сканер считывает штрихкод и отправляет всю информацию о товаре в учётную систему.
Каждое перемещение товара подтверждается сканированием его штрихкода, таким образом в учётной системе сохраняется вся история движения товара: когда и кто принял товар на склад, куда разместили, когда и для какого заказа собрали.
Где ещё можно использовать штрихкодирование?
Штрихкодировать можно:
- бейджи сотрудников — вместо ввода пароля им достаточно отсканировать штрихкод со своего бейджа,
- места хранения — каждая операция с местом хранения подтверждается сканированием его штрихкода, поэтому в любой момент времени можно посмотреть в учётной системе: что находится в конкретной ячейке, кто размещал туда товар, кто и для какого заказа забрал из неё товар и т.д.
- складскую технику (погрузчик, штабелер и пр.) — сотрудник сканирует штрихкод техники, закрепляя её за собой, и получает задания, которые можно выполнить с этой техникой.
3. Автоматизация бизнес-процессов склада
Алгоритмы всех бизнес-процессов склада прописываются в учётной системе. В итоге то, что раньше выполнялось вручную автоматизируется на программном уровне. Система сама ведёт сотрудников на всех этапах, поэтому ошибки из-за человеческого фактора сокращаются на 99%.
Покажем на примере, как это работает.
Приёмка:
- Сотрудники принимают товар с помощью ТСД: вся информация о товаре мгновенно передается в учётную систему.
- WMS система предлагает места для размещения товара с учётом заполненности ячеек, весо-габаритных характеристик товара и востребованности товара — чем чаще заказывают позицию, тем ближе к пункту выдачи её размещают.
- За каждым товаром закрепляется определённое место хранения, информация об этом хранится в учетной системе и доступна всем сотрудникам в любой момент времени.
Сборка:
- Все заказы, которые менеджеры вносят в учётную систему, доступны и WMS-системе.
- WMS-система на основе заказов формирует задания на склад с учётом приоритета: когда заказ должен быть собран.
- Сотрудники склада получают задания на свои терминалы сбора данных.
- Во время сборки заказа, сотрудник сканирует штрихкод ячейки, штрихкод товара и вводит количество, которое забирает. Если отсканировал не тот штрихкод, что в заказе, выйдет сообщение об ошибке.
Контроль работы сотрудников:
- Сотрудник входит в систему под своим логином и паролем или сканирует свой штрихкод.
- С этого момента вся его работа фиксируется в базе: какие заказы собирал, сколько времени собирал каждый заказ, допустил ли ошибки и пр.
- Эти данные дают возможность контролировать эффективность работы сотрудников, привязать оплату к выполнению KPI.
У нас есть кейсы автоматизации как производств, так и складов в строительных, химических и автомобильных отраслях.
У клиентов после внедрения «BalansWMS»:
- количество ошибок при сборке заказов приблизилось к нулю,
- количество рекламаций уменьшилось в 7–10 раз,
- инвентаризация сократилась с нескольких дней до нескольких часов,
- время комплектации заказа сократилось на 30–54%
Узнайте стоимость
автоматизации вашего склада
Ответьте всего на 6 вопросов и получите:
Расчёт стоимости
автоматизации вашего склада
Чек-лист «Как подготовить склад к автоматизации»:
чтобы внедрить WMS и окупить вложения быстрее (PDF 4 Мб).
Программное обеспечение для управления складом с интеграцией «под ключ»
Ваши подарки!
Расчёт стоимости вы получите на указанную почту после консультации с менеджером.
Чек-лист «Как подготовить склад к автоматизации»:
готов для скачивания прямо сейчас (PDF 4 Мб)
СКАЧАТЬ >>
телефон для консультации: +7 800 707-25-78
телефон для консультации:
+7 800 707-25-78